Конечно, у украинского правительства есть огромное окно возможностей для займов на внутреннем рынке. Не у Нацбанка. Например, за последние два года население вынуло из банков валютных депозитов на $15 млрд. А мы, напомню, ведём речь о сумме втрое меньшей.
Но Украинское государство, несмотря на ведущиеся боевые действия, так и не прибегло за последние два года к масштабным военным займам. Едва ли оно решится на массированную кампанию по ревальвации гривни за счёт части золотовалютных резервов, что могло бы привести к усиленному сбрасыванию валюты и высокому спросу на гривню, что блокировало бы инфляцию и позволило бы существенно снизить те же гривневые цены на газ. Архитектурой рынка внутреннего долга Минфин занимается вяло — не те приоритеты.
Конечно, можно обратиться к приватизации. В бюджет-2016 заложены поступления от распродажи госимущества в размере 17,1 млрд гривен. Одесский припортовый, «Центрэнерго» и ещё парочка объектов могут сгенерировать такую сумму.
Однако я не верю в приватизацию. Во-первых, потому что за два последних года правительство, даже будучи очень прозападным, по сути ничего не продало. Во-вторых, потому что политическая конкуренция противоборствующих группировок за право продавать столь привлекательные объекты слишком высока, а единства во власти нет. В-третьих, даже выполнение плана приватизации не перекрывает описанной выше потребности Украины в финансировании дефицитов.
Подсказку, где взять средства, можно отыскать… в самой программе МВФ. Там приведены другие источники внешнего финансирования, среди которых размещение еврооблигаций, кредиты Всемирного банка, ЕБРР, Евросоюза, правительств иностранных государств. О достижении соответствующих соглашений по этим кредитным линиям Порошенко и Яценюк, Гонтарева и Яресько неоднократно сообщали электорату.
Причём по нескольку раз. Тот же экс-премьер осенью прошлого года неоднократно говорил о финансировании закупки газа Европейским банком реконструкции и развития. Или вот — свежий пример: сначала президент съездил в Швейцарию, где сообщил о том, что тамошний центробанк вот-вот предоставит кредит на $200 млн. Позднее соответствующее соглашение таки подписала Валерия Гонтарева, что снова наводнило медиаэфир весточкой о новом швейцарском кредите. Речь, впрочем, шла об одном и том же займе.
Все заимствования от других международных финансовых организаций тесно связаны со ссудами МВФ. Кредиторы на Западе в курсе, что Киев находится в программе Фонда и сверяются с ней: если Кристин Лагард предоставляет займы согласно графику, то и другие кредиторы осуществляют софинансирование. А вот вышла заминка у МВФ — партнёры тоже замирают. Так, кстати, и случилось: Украина с октября прошлого года кредитов от международных финансовых организаций не получает. Власть это не афиширует, иначе у людей будут расти сомнения: а действительно ли Запад поддерживает нынешний политический режим в Киеве?
Исходя из росписи планов внешних поступлений, за 2015–2016 годы от таких кредиторов не поступило свыше $3 млрд. Львиная доля наших потребностей по перекрытию дефицитов на этот год. Что важно — средства в значительной мере выделяются на проекты, создающие рабочие места: строительство дорог, достройку туннелей, кредитование малого и среднего бизнеса, оздоровление финансовой системы. А деньги МВФ, начиная с третьего транша, призваны пойти исключительно на пополнение золотовалютных резервов Украины. А те и так достаточны (около $13 млрд) как в плане 3-месячного финансирования импорта, так и в плане годичного внешнего долга. Занимать под процент, чтобы пополнить кубышку — это плохая финансовая политика. Ещё раз повторим, что средства МВФ не могут направляться на развитие экономики, в отличие от кредитов других международных организаций.